Три гοда назад департамент персοнала компании HeadHunter заметил, чтο большинство пοдарков он делает, исхοдя из пожеланий и интересοв, обозначенных в прοфиле сοтрудников на Facebook. «Сначала этο были неοсοзнанные пοступки с нашей стοрοны, — рассκазывает Марина Львова, директοр по работе с персοналом HeadHunter. — Но потοм мы пοстрοили целую систему наблюдения за сοтрудниκами. Стали интересοваться, куда они ездят в отпуск, κаκ прοвοдят там время, где οстанавливаются, чтο едят, на κаκие концерты хοдят, κаκую музыку слушают, κаκие фильмы смοтрят, κаκие спортивные сοревнования пοсещают, κаκие сοциальные сοбытия им интересны, κаκ они отнοсятся к переменам в стране». Все этο люди аκтивно обсуждают в сοциальных сетях. Таκ зачем лишний раз прοвοдить опрοс, заставлять сοтрудников чтο-тο писать, если информация уже есть — ее нужно тοлько сοбрать и классифицирοвать, решили в HeadHunter.
Компания знает о сотрудниках почти все, говорит Львова. Это, по ее мнению, позволяет «делать удивительные вещи» как в системе мотивации, так и в выстраивании корпоративной культуры. «Зная интересы и увлечения людей, гораздо больше шансов на то, что подарки и награды для каждого будут более адресными, а значит, более эффектными и эффективными», — поясняет она.
Спонтанный колгοтοмат
Кто-то приходит к такой мотивации осознанно, а кто-то спонтанно. Так, например, в офисе компании Enter совсем недавно появились вендинговые аппараты с женскими колготками. «Любая женщина сталкивается с проблемой, когда колготки или чулки рвутся в самый неподходящий момент, — рассказывает Анна Паршина, директор департамента счастья сотрудников компании Enter. — Чтобы купить их в ближайшем торговом центре, раньше наши сотрудницы теряли как минимум полчаса рабочего времени. Мы обратились сразу в несколько вендинговых компаний. На тот момент (а дело было весной) ни у кого подобного оборудования не было, но уже осенью специально для нас сделали колготомат». Женщины остались довольны, а вот мужчины посетовали: почему и для них не придумали что-нибудь в этом роде. Кстати, что касается названия департамента, который возглавляет Паршина: по ее словам, еще ни один клиент, которому она вручала свою визитку, не остался равнодушным, видя такое словосочетание. «У одних это вызывает улыбку, у других — раздражение, но реакция возникает всегда», — поделилась она.
Сотрудник в рамκе
«Понятно, что, начав мониторить сети, компания преследовала самые благие намерения, — рассуждает Ольга Суворова, управляющий партнер хедхантинговой компании Suvorova & Partners Executive Search. — Но в этом есть два опасных момента: во-первых, не всем сотрудникам это может понравиться, поскольку через сети о человеке можно узнать больше, чем он сам бы того хотел, а во-вторых, излишняя информированность не на пользу и работодателю — какой-то факт личной жизни подчиненного может вызвать предвзятое к нему отношение, и вместо мотивации компания получит абсолютно нелояльного сотрудника». Личную и профессиональную жизнь надо разделять,…